«Служители Фемиды» «выведут» на Жидкина?

Просмотры: 1182     Комментарии: 0
«Служители Фемиды» «выведут» на Жидкина?
«Служители Фемиды» «выведут» на Жидкина?

В резонансном деле мордовских судей «засветился» высокопоставленный чиновник правительства Москвы.

В Москве продолжается расследование уголовного дела бывшего зампредседателя Верховного суда Мордовии Алексея Лукшина и экс-председателя Зубово-Полянского райсуда Мордовии Валерия Шиндина, инициатором которого выступил лично глава Следкома Александр Бастрыкин.

Алексей Лукшин обвиняется в воспрепятствовании предварительному следствию: в 2020 году он «слил» информацию о проведении силовиками оперативных мероприятий в отношении руководителя РЭУ им. Плеханова Виктора Гришина и его сына, проректора МГУ им. Ломоносова Алексея Гришина, подозревавшихся в банкротстве компании «СДС-Управление строительства» и выводе в офшоры более 900 млн рублей. Второй эпизод связан с просьбой Лукшина к Шиндину повлиять на рассмотрение уголовного дела о ДТП со смертельным исходом и максимально смягчить наказание его фигуранту Александру Крылову, на момент аварии находившемуся в состоянии алкогольного и наркотического опьянения.

За Крылова ходатайствовал его родственник Владимир Жидкин, занимающий пост руководителя Департамента развития новых территорий Правительства Москвы.

В обмен на мягкий приговор он обещал, что поможет с получением госконтрактов строительной фирме, принадлежащей пасынку судьи Лукшина. В итоге виновник ДТП Крылов действительно получил сравнительно незначительное наказание, но после того, как скандал стал набирать обороты приговор был отменен, а Лукшин и Шиндин ушли с занимаемых постов. За рамками внимания следователей остался Владимир Жидкин – уроженец Мордовии, с начала 2000-х работавший в правительстве Подмосковья, а в 2012 году вошедший в команду Марата Хуснуллина, в то время бывшего замом Сергея Собянина по градостроительству. Договоренности Лукшина с Жидкиным о строительных контрактах не случайны: ранее чиновник мог способствовать получению многомиллионных подрядов в Мордовии связанной с его семейством компании «Технотэкс-Кев». Несмотря на официально скромные доходы, появлялись публикации о наличии у Жидкина элитных квартир и особняка на Рублевке. Держаться в тени и избегать скандалов главе департамента неоднократно помогала поддержка Марата Хуснуллина, сегодня занимающего пост вице-премьера, курирующего вопросы строительства.

Мордовский судья Лукшин «сливает» информацию

Басманный районный суд Москвы избрал мерупресеченияв виде запрета определенных действий бывшему зампредседателя Верховного суда Мордовии Алексею Лукшину и экс-председателю Зубово-Полянского райсуда Мордовии Валерию Шиндину, обвиняемым в воспрепятствовании предварительному следствию и правосудию. По информации «Коммерсанта», Лукшин избежал ареста благодаря признанию вины. Тем не менее, следствие опасается, что, используя свой опыт и связи, он может оказать давление на свидетелей, уничтожить доказательства и даже скрыться.

Инкриминируемые бывшим «служителям Фемиды» преступления были совершены ими в 2020 году. Тогда в Верховный суд Мордовии обратились сотрудники регионального УЭБиПК: они просили санкционировать проведение негласных оперативно-розыскных мероприятий в отношении проживающих в Москве уроженцев республики отца и сына Виктора и Алексея Гришиных. Виктор Гришин руководил Российским экономическим университетом им. Плеханова; Алексей Гришин был проректором МГУ им. Ломоносова и одновременно являлся совладельцем крупнейшей в Мордовии строительной компании «СДС-Управление строительства».

В поле зрения силовиков родственники оказались в связи с подозрением в преднамеренном банкротстве девелопера и выводе за границу порядка 900 млн рублей через офшорные структуры. Вот только к моменту задержания и последующего ареста Алексея Гришина в августе 2020 года оба не только свели к минимуму свои контакты, но и оказались хорошо подготовленными к допросам. Как выяснилось, Гришины были осведомлены о прослушке своих телефонов, а источником утечки, по версии следствия, стал никто иной, как судья Алексей Лукшин: он «просигнализировал»о согласовании оперативных мероприятий проректору РЭУ им. Плеханова Елене Косаревой, а та, в свою очередь, сообщила о разговоре шефу.

Заметим, что повышенные меры безопасности не помогли проректору МГУ Алексею Гришину избежать наказания: в декабре прошлого года он был признан виновным в особо крупном мошенничестве и осужден на четыре года колонии-поселения. Суть обвинения сводилась к тому, что, будучи бенефициаром Мордовпромстройбанка, ученый-бизнесмен продал Корпорации развития Мордовии принадлежавший кредитному учреждению выставочный комплекс «МордовЭкспоЦентр» на 271 млн рублей дороже его реальной стоимости.

Судья Шиндин «организует» приговор

Но вернемся к бывшим судьям. Второй инкриминируемый эпизод связан с желанием того же Лукшина оказать содействие фирме пасынка в получении строительного тендера. Как писал портал «Право.Ru», с этой целью он обратился к своему другу детства Владимиру Жидкину– руководителю Департамента развития новых территорий Правительства Москвы. Тот, в свою очередь, попросил об ответной услуге, заключавшейся в помощи родственнику его супруги Александру Крылову, ставшему виновником «пьяного» ДТП со смертельным исходом.

Уголовное дело Крылова слушалось в Зубово-Полянском районном суде Мордовии и Лукшин обратился к хорошо ему знакомому председателю этого суда Валерию Шиндину с просьбой найти основания для назначения обвиняемому максимально мягкого наказания. Последний подошел к «решению вопроса» ответственно и в феврале 2021 года Крылов был осужден на два года колонии-поселения. И это при том, что минимальное наказание за совершенное им преступление предусматривало пять лет лишения свободы.

Столь редкую сегодня гуманность суд объяснил«совокупностью смягчающих обстоятельств», в том числе, «отношением подсудимого к содеянному» и «его поведением во время и после совершения преступления», а также положительными характеристиками, наличием малолетнего ребенка и т.д. Обстоятельств, отягчающих наказание, выносивший приговорс удья Вячеслав Круглов, не усмотрел, проигнорировав алкогольное, более того, наркотическое опьянение обвиняемого в момент аварии.

Впоследствии судья Лукшин категорически отрицал вмешательство в «дело Крылова», хотя и признал факт обращения к «другу Жидкину» с просьбой о содействии в получении контрактов. Избежать скандала все-таки не удалось: в сентябре 2021 года Высшая квалификационная коллегия судей (ВККС) признала действия Лукшина нарушением Кодекса судейской этики, вынеся ему предупреждение и удовлетворив последующее за этим заявление об отставке.

Но этим дело не ограничилось. В сентябре 2022 года председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин обратился в ВККС с просьбой о согласии на уголовное преследование целого ряда «служителей Фемиды», в числе которых оказался не только Лукшин, но и Шиндин, годом ранее признанный «лучшим судьей Мордовии». «Добро», как известно, было получено, и тут уже пришла очередь отставки Шиндина, оперативно ушедшего «на заслуженный отдых». В СМИ появлялась информация о назначении ему в связи с этим единовременной выплаты в размере 3 млн рублей.

Что касается вынесенного Александру Крылову гуманного приговора, то после обжалования прокуратуры его отменили, а дело снова вернулось на рассмотрение Зубово-Полянского районного суда. Вот только на этот раз высокопоставленных заступников не нашлось и счастливчику не повезло: в мае прошлого года Крылов отправился в колонию общего режима на пять с половиной лет.

«Путешествие» Жидкина из Саранска в Москву

Казалось бы, в этой истории «всем сестрам досталось по серьгам». Но нет: в стороне остался высокопоставленный чиновник московского правительства Владимир Жидкин, взявшийся «решать вопрос» племянника жены через «друга детства Лукшина». На его персоне стоит остановиться подробнее. Уроженец Мордовии, профессиональный строитель Жидкин прошел путь от мастера участка в 1980-х до гендиректора ООО «Инженерно-строительная компания «Технотэкс-Кев» в начале 2000-х.

В 2003-2012 гг. Жидкин работал в правительстве Подмосковья, в том числе, занимал должности заместителя и первого заместителя министра строительства, министра ЖКХ и зампредседателя правительства региона. В мае 2012 года он вошел в команду Марата Хуснуллина, в то время – заместителя Сергея Собянина по вопросам градостроительства, и был назначен руководителем Департамента развития новых территорий. Учитывая, что ведомство отвечает за реализацию строительных проектов в Троицком и Новомосковском округах, ранее входивших в границы Московской области, Жидкин оказался прямо-таки в нужное время и на нужном месте.

О родной Мордовии столичный чиновник также не забывал. Выше упоминалось о его работе гендиректором зарегистрированной в Саранске Инженерно-строительной компании «Технотэкс-Кев». В 2004 году эта фирма была ликвидирована, но продолжала работать ее «материнская» структура с идентичным названием и «пропиской» в Москве. Владельцем 33,3% «материнской» «Технотэкс-Кев» выступал Федор Михайлович Жидкин, о котором СМИ пишут, как об отце Владимира Жидкина.

Московскую «Технотэкс-Кев» ликвидировали в результате процедуры банкротства в августе 2017 года. Последние финансовые показатели компании, доступные в открытых источниках, датированы 2013 годом: тогда ее выручка составила 52 млн рублей, прибыль – 216 тыс., стоимость активов – 12 миллионов. Обращает на себя внимание портфель госконтрактов, превышающий 317 млн рублей.

Несмотря на московскую регистрацию, заказчики у «Технотэкс-Кев» были из Мордовии – Мордовиястат (территориальный орган Госстатистики), республиканское Управление капстроительства, Мордовский госуниверситет им. Н.Н. Огарева, администрация главы региона и т.д. Здесь невольно возникает мысль о том, что о получении подрядов с земляками мог договариваться Владимир Жидкин. Он же мог быть и реальным бенефициаром «Технотэкс-Кев». В этом случае становится понятным, почему оскандалившийся бывший зампредседателя Верховного суда Мордовии Алексей Лукшин лоббировал получение тендера предприятием пасынка через своего столичного приятеля. Схема, видимо, отрабатывалась годами.

«Скромный» чиновник из команды Хуснуллина

Если глава Департамента действительно зарабатывал на госконтрактах в родной республике, то его официальные декларации в тот период отличались скромностью. Так, по данным сайта «Декларатор», в 2017 году доход чиновника составил 3,9 млн рублей, а в его собственности находились два земельных участка, жилой дом, нежилое здание, моторная лодка и снегоболотоход «Фанкрузер».

Годом ранее картина была практически идентичной, с той лишь разницей, что еще один жилой дом у чиновника находился в пользовании. Зато в 2015 году ситуация обстояла иначе. Тогда в собственности либо пользовании Владимира Жидкина и его супруги находились три жилых дома, квартира, три земельных участка и нежилое здание. Доход, задекларированный чиновником, превышал 24 млн рублей. Получается, что он постепенно избавлялся от принадлежавшей ему недвижимости (возможно, банально переписывая ее на номинальных владельцев)?

Согласно прошлогодней отчетности, Жидкину все также принадлежат жилой дом, нежилое здание и два земельных участка, а его доход составил 11,9 млн рублей. Соответствует ли официальная скромность фактической судить не беремся: в сети можно найти публикации о расположенном на Рублевке особняке главы Департамента площадью 354 «квадрата» с конюшней, бассейном и гостевым домом, а также четырех квартирах в ЖК «Крылатский», оформленных на родственников.

Стоит также упомянуть о приписываемых Жидкину приятельских отношениях с бизнесменом Дмитрием Аксеновым – совладельцем компании «RDI Group», за короткое время ставшей одним из крупнейших землевладельцев в Подмосковье и Новой Москве. При этом деятельность «RDI Group» неоднократно оборачивалась громкими скандалами. Так, в 2014 году Жидкин анонсировал возведение агрокластера (проще говоря – огромной овощной базы) на землях компании вблизи исторического памятника – усадьбы Остафьево, известной также как «Русский Парнас».

Проект, однако, реализован не был в связи с протестами местных жителей, указывавших, что строительство неизбежно повлечет за собой ухудшение экологической обстановки, а привлечение к работам мигрантов способствует повышению криминогенности. «Разруливать» ситуацию пришлось Марату Хуснуллину: в ходе очередной встречи с населением он сообщил об отказе властей от идеи размещения торгового объекта вблизи Остафьево.

Получается, главе Департамента развития новых территорий удалось своевременно скрыться «в тени» вышестоящего начальства? Напомним, что с января 2020 года Хуснуллин занимает пост зампреда федерального правительства, курирующего вопросы строительства и регионального развития. Это, в свою очередь, укрепляет позиции Жидкина, сумевшего дистанцироваться от громкого дела судей Лукшина и Шиндина. Вот только расследование еще не окончено, а нахождению в СИЗО Лукшин предпочел признание вины. Учитывая же общественный резонанс, нельзя исключать появления у следователей интереса к московскому лоббисту мордовских контрактов.

compromat.group

Ольга Балакина
Распечатать  

Комментарии:

comments powered by Disqus
Все статьи