«Фабрика троллей» и Innova Holding: кто стоит за узбекистанской компанией, защищающей "прачечную" Октобанк

Просмотры: 462     Комментарии: 0
«Фабрика троллей» и Innova Holding: кто стоит за узбекистанской компанией, защищающей "прачечную" Октобанк
«Фабрика троллей» и Innova Holding: кто стоит за узбекистанской компанией, защищающей "прачечную" Октобанк

Журналисты и издания, пишущие о связях семьи президента Узбекистана Шавката Мирзиёева и «прачечной» для российских «грязных» денег Octobank, стали получать угрозы.

Суть угроз сводится к тому, что журналистам крайне не рекомендуют писать о деятельности Octobank, который служит «прачечной» для отмывания «грязных» капиталов высшего руководства страны и вывода российских денег из-под санкций. Также не рекомендуется исследовать связи семьи президента с банком, который находится под полным контролем дочери Мирзиёева, Саиды, и ее мужа Ойбека Турсунова, который является первым заместителем главы Администрации президента Республики Узбекистан. 

Кроме того, от изданий требуют удалить материалы об участии Octobank в отмывании российских капиталов, в частности о том, что Octobank получает поток денег из российских банков, которые потом посредством платежных систем, тоже контролируемых президентской семьей, выводятся на криптобиржи (тоже находящиеся под контролем представителей семьи Мирзиёева) и уходят в офшорные юрисдикции. Среди фамилий, которые журналистам настоятельно рекомендуют не упоминать в связи с деятельностью Октобанка, кроме Шавката Мирзиёева, Саиды Мирзиёевой и Ойбека Турсунова, фигурирует фамилия Дмитрия Ли, которого называют «смотрящим» от семьи президента Узбекистана Шавката Мирзиёева за платежным рынком страны, и Алишера Усманова, российского олигарха, тесно связанного с узбекистанскими элитами и президентской семьей.

Ситуация, собственно, обычная – те, на кого разместили в открытом доступе компрометирующие материалы, требуют их убрать. Необычность в том, что угрозы исходят от непонятной структуры, о которой крайне мало сведений, и которая чисто формально не имеет связей с теми людьми, интересы которых затронуты в публикациях о нелегальной деятельности Октобанка.

Угрозы приходят с почтового ящика узбекистанской компании INNOVA HOLDING. Однако исследование реестров ставит в тупик: фирма такая действительно есть, однако непонятно, чем она занимается и занимается ли вообще. То есть вид деятельности у нее указан – «Деятельность в области компьютерного программирования», но вот на рынке эту компанию отыскать не удалось – у нее нет ни сайта, ни рекламы, ни отзывов. Вообще – ничего. Уставной капитал в 5 миллионов сум – это 390 долларов по нынешнему курсу. Владелица фирмы Саидова Матлуба Мухаммат кизи (Saidova Matluba Maxammat qizi) тоже нигде, кроме реестра юридических лиц, не значится. Зарегистрирована фирма в глухой провинции. Отчетности нет. Ничего нет, кроме угроз.

 eiqxirhitncrНазвание фирмы созвучно с названиями нескольких международных компаний, в частности, Innova Holdings (Pvt) Ltd из Шри-Ланки и INNOVA GROUP из Люксембурга, но это не более чем совпадение. Вряд ли случайное – поиск узбекистанской INNOVA HOLDING сильно затруднен из-за того, что поисковик выдает десятки ссылок на известные компании с почти идентичным именем. 

Но есть след, который ведет к семье Шавката Мирзиёева – это адрес почты, с которой рассылаются угрозы от имени INNOVA HOLDING:

Это – жалоба на эфир Ютуб-канала Erkin O’zbekiston («Свободный Узбекистан»), где обсуждалась персона Шавката Мирзиёева и его окружения. И поступила она с почтового адреса

К слову, видео, о котором идет речь, восстановлено, оно доступно здесь. Но суть не в этом, а в том, что факт использования почтового ящика с адресом [email protected], для жалоб на деятельность политической оппозиции к президенту Узбекистана и для угроз журналистам, пишущим о его участии в деятельности банка, отмывающего российские деньги, подтверждает – угрозы в обоих случаях идут из одного и того же источника, и Шавкат Мирзиёев к нему явно причастен. 

Кто такой Зафар Сабиров и является ли он вообще реальным человеком, достоверно установить не удалось, тем более что это довольно распространенная в Узбекистане фамилия. Но в президентском окружении есть некто Кутлимурад Сабиров, который занимает должность председателя профсоюза железнодорожников. Кутлимурад Сабиров имеет долю во многих проектах АО «Узбекистан темир йуллари». Судим, кличка «Картошка». Состояние Кутлимурада оценивается в $8,0 — $8,5 миллионов. Кутлимурад Сабиров – один из приближенных Раматова Ачилбая Жуманиязовича, который является близким соратником Шавката Мирзиёева и получил из его рук в 2020 году звание «Герой Узбекистана». 

Однако имеет ли Зафар Сабиров отношение к Кутлимураду Сабирову – неизвестно. В парламенте Узбекистана также имеются Назир Нажметдинович Сабиров и Руслан Жуманазарович Сабиров, но опять же – связаны ли они как-то с Зафаром Сабировым, который (или от имени которого) рассылаются жалобы на публикации «Свободного Узбекистана» о деятельности президента Узбекистана Шавката Мирзиёева и публикации, рассказывающие о связях президентской семьи с Октобанком и отмывании в нем «грязных» денег, в том числе и подсанкционных российских, - неизвестно.

Но понятно, что расследователи явно зацепили тему, которая очень не нравится семье президента Узбекистана, раз в дело вступила «фабрика троллей», используемая ранее только для борьбы с оппозицией. И эта фабрика троллей явно подконтрольна семье Шавката Мирзиёева. Исходя из этого можно почти со стопроцентной уверенностью утверждать – кто бы ни были Зафар Сабиров, от имени которого рассылаются письма с угрозами, и Саидова Матлуба, которая числится владелицей фирмы INNOVA HOLDING, для связи с которой используется тот же адрес, что и для писем с жалобами на оппозицию и угроз журналистам, они однозначно связаны с семьей президента Узбекистана. И, собственно, угрозы и жалобы в конечном итоге исходят именно от него.

Мария Соколовская
Распечатать  

Комментарии:

comments powered by Disqus
Все статьи