Флагманы идут на дно. Ключевые российские компании несут убытки и не платят дивиденды
Хотя в целом российская экономика формально демонстрирует рост, многие ее флагманы испытывают серьезные проблемы, показывает отчетность ключевых российских компаний.
Бизнес теряет рынки сбыта, сталкивается с ростом издержек из-за логистических проблем и курсовых колебаний и накапливает долги. На этом фоне от выплат дивидендов отказались «Газпром», «Норникель», «Русал» и другие гиганты, многие компании просят помощи у государства, думают о переносе мощностей в Китай и перекладывают свои издержки на плечи россиян.
По официальным отчетам российская экономика растет. Обложенная внешними санкциями, страна, как заметил профессор ВШЭ Олег Вьюгин, «превращается в котел», замкнутый снаружи и набитый большими деньгами. В этих условиях хорошо себя чувствуют далеко не все: бизнес стал заложником гонки зарплат, многие компании остались без внешних клиентов, показали убытки и в итоге решили не выплачивать дивиденды своим акционерам.
Даже в близких секторах ситуация неравномерна. И если нефтянка на фоне высоких цен вполне успешна (о чем свидетельствует, например, статистика «Роснефти»), то уже добывающие газ компании находятся в куда менее привлекательном положении. Общую картину состояния компаний увидеть непросто — с началом войны отдельные предприятия перестали публиковать отчетность или дают ее в урезанном виде, из страны ушли международные рейтинговые агентства, а глобальный Forbes перестал включать российские корпорации в свои списки.
The Insider отобрал из разных (каждый со своей спецификой) секторов российской экономики характерные примеры проблем с прибылью компаний: внезапное сокращение прибыли, ее утрата или долгое отсутствие.
«Газпром» теперь нефтяная компания
«Газпром» находится среди самых пострадавших от войны российских компаний, несмотря на то что трубопроводный газ не стал объектом санкций. Корпорация впервые за 25 лет получила убытки, и сразу крупные, на 629 млрд рублей. Повлияла не только потеря доступа на европейские рынки из-за взрывов на «Северных потоках», но и повышенные выплаты налогов в бюджет — как раз примерно 600 млрд рублей.
Причем убыточен именно газовый бизнес концерна. Заместить Европу как покупатель мог бы Китай, однако для этого нужен новый газопровод. Европа снабжалась из западносибирских месторождений, а Китай пока — из восточносибирских (через газопровод «Сила Сибири – 1»). Соединить эти месторождения друг с другом мог бы газопровод «Сила Сибири – 2», который Пекин пока не торопится одобрять.
Но, несмотря на резкое падение продаж на внешних рынках, «Газпром» поддерживает внутрироссийское потребление. Из добытых 359 млрд кубометров газа в 2023 году на внутренний рынок пошло 215 млрд кубометров.
«Газпром нефть», напротив, прибыльна. «Нефтяной бизнес для “Газпрома” теперь чуть не важнее газового», — комментирует отчетность экс-глава департамента стратегии и инноваций «Газпром нефти» Сергей Вакуленко. «Газпром» не смог заметно сократить эксплуатационные затраты, несмотря на снижение добычи — потому что даже простаивающая инфраструктура нуждается в обслуживании. Другая часть концерна, «Газпромэнергохолдинг», тоже прибыльна.
То есть если из всей доналоговой выручки «Газпрома» вычесть долю нефти и энергетики, то она будет почти в два раза меньше, чем у «Новатэка», замечает доцент Финансового университета при правительстве Валерий Андрианов: «Иными словами, крупнейшая газовая компания страны сегодня — именно „Новатэк‟».
Сжиженный природный газ (СПГ), на котором специализируется «Новатэк», дает больше возможностей для оперативной смены рынков сбыта. Так, компания нарастила поставки в ЕС, когда упали поставки трубопроводного газа. Под санкции США в 2023 году попал ее новый проект «Арктик СПГ – 2», начало отгрузки с которого отложено. Но основной действующий крупнотоннажный «Ямал СПГ» не под санкциями и продолжает работать. Компания прибыльна (463,03 млрд рублей) и выплатила дивиденды.
«Газпром» отказался от выплаты годовых дивидендов третий год подряд. Промежуточные дивиденды последний раз платили в 2022 году: за первое полугодие инвесторы получили рекордные 1,2 трлн рублей. Очередной отказ от дивидендов сказался на цене акций — только за последние пару месяцев они потеряли 30% цены. С довоенного пика — падение более чем втрое.
Интересно, что инвестиционная активность концерна при этом не снизилась. Капитальные вложения в 2023 году составили 3,1 трлн рублей по сравнению с 2,8 трлн годом ранее. Без прибыли и новых вложений от акционеров эти инвестиции могут делаться только за счет займов и проедания запасов. Так что чистый долг компании подскочил с почти 4 трлн рублей до 5,2 трлн рублей.
«После выхода финансовой отчетности „Газпрома‟ за 2023 год появилась новая шутка: поскольку достояние национальное, то и долги его разделят поровну между всем населением. И это как раз такая шутка, в которой есть доля правды…» — замечает Андрианов. Так, правительство уже пошло на повышение оптовых цен на газ на 11,2% (тарифы для населения выросли на 8%), что позволит увеличить выручку концерна на 130 млрд рублей. Через год ожидается еще одно повышение, на 8,2%.
На этом потрясения для «Газпрома» не заканчиваются. В конце года завершается его контракт на прокачку газа через Украину. Если он не будет продлен, то Россия сможет переориентировать лишь небольшую часть выпадающих объемов украинского транзита на «Турецкий поток», ввиду его высокой загруженности. Кроме того, от концерна ждут очередные 600 млрд повышенного налога на добычу. В лучшем случае «Газпром» только через два года сможет вернуться к прибыльности и выплате дивидентов, считают аналитики: хоронить его рано, а покупать страшно.
«Аэрофлот» с долгами и без бонуса
Крупнейший российский авиаперевозчик и до войны был убыточным. В 2023 году потери, как ни странно, удалось сократить за счет роста выручки. Однако в три раза (с 63 до 210 млрд рублей) выросли финансовые расходы, то есть платежи по долгам. Сама авиакомпания объясняет резкий рост расходов в основном «отрицательной курсовой переоценкой» лизинговых активов. Иными словами, в связи с обесцениванием рубля платежи за иностранные самолеты, выраженные в валюте, стремительно растут. За счет этого получен чистый убыток, хотя и в разы меньше, чем годом ранее. От выплаты дивидендов компания воздержалась.
Санкции в виде запрета поставок самолетов и их запчастей в Россию стали серьезной проблемой, поскольку отечественные производители заменить их не могут. За два года «Аэрофлот» недосчитается пяти миллионов пассажиров из-за срыва сроков поставки российских самолетов, признался гендиректор компании Сергей Александровский. Российский авиапром в марте очередной раз сдвинул сроки поставок новых российских самолетов, так что перевозки не смогли обеспечить приток денег, чтобы покрыть платежи по обязательствам. Долги компании составляют уже больше 1,2 трлн рублей. За год они выросли на 15%.
Собственный капитал из-за накопленных убытков остается отрицательным. Более того, ускоренно растут краткосрочные обязательства — на 26% в 2023 году. Эти долги составили на конец 2023 года 354 млрд рублей, а по итогам первого квартала 2024 года — уже 367 млрд рублей, тогда как оборотные активы, за счет которых можно погашать эти обязательства, насчитывали на конец прошлого года 251 млрд рублей, а к концу первого квартала текущего года уменьшились до 237 млрд рублей.
«Русал» просит помощи властей
Великобритания и США полностью отказались от импорта российского алюминия, меди и никеля, а весной наложили санкции на торговлю этими металлами на Чикагской товарной бирже и Лондонской бирже металлов. Крупнейший российский производитель алюминия — «Русал» — тогда заявил, что глобальные поставки это не затронет — компания торгует по долгосрочным контрактам, а на биржах работают трейдеры. И действительно, компания спокойно продлила контракт со швейцарским трейдером Glencore на 2025 год и наращивает продажи в Китай, где высокий спрос на зеленый алюминий. Выручка компании в Китае удвоилась, составив $2,8 млрд в 2023 году.
Правда, одновременно «Русал» попросил поддержки правительства — закупить в госрезерв до половины от всего объема экспорта за 2023 год и освободить предприятия цветмета от экспортной пошлины. «У нас высококачественный алюминий, и я не думаю, что отказ Америки, Англии от покупки нашего алюминия, куда мы и так в принципе не так много поставляли (можно сказать, крохи), каким-то образом повлияет на возможность наших поставок в другие страны», — комментировал тогда замглавы Минпромторга Виктор Евтухов.
Выручка алюминиевого концерна сократилась на 12% в 2023 году. Операционная прибыль, составлявшая годом ранее более $1,3 млрд, сменилась убытком в $79 млн (у компании отчетность в долларах, поскольку ее бумаги торгуются на Гонконгской бирже). И лишь за счет поступлений от долей в других компаниях чистая годовая прибыль оказалась положительной, хотя и в 6 раз меньше, чем в 2022 году: $282 млн против $1,8 млрд. Причиной в «Русале» считают глобальную экономическую неопределенность, ослабившую спрос на алюминий, а также «геополитическую напряженность, включая беспрецедентный режим внешних ограничений», перебои в цепочках поставок и значительное падение цен на металл.
«Русал» тоже не будет платить дивиденды, как и его материнская En+, но рассматривает возможность обратного выкупа акций. В 2022 году компания выплатила промежуточные дивиденды за первое полугодие, но финальные дивиденды за 2022 год совет директоров «Русала» тоже решил не выплачивать.
«Норникель» привозит медь в Китай
Второй из лидеров отечественной цветной металлургии, «Норильский никель», тоже констатировал снижение чистой прибыли, причем уже второй год подряд. По сравнению с довоенным 2021 годом она упала более чем вдвое, до 253 млрд рублей. Президент компании Владимир Потанин объяснил негативную динамику снижением цен и внешнеполитическим давлением. Но в целом продукция по-прежнему поступает на мировые рынки, и выручка осталась такой же, как в довоенное время.
При этом производственные затраты выросли за год на 45%, отчасти из-за гонки зарплат. В компании стали тратить на оплату труда в полтора раза больше. Кроме того, из-за санкций и снижения курса рубля дорожает необходимое для производства оборудование. В два с лишним раза выросли и транспортные расходы.
Проблемы настолько острые, что «Норникель» планирует к 2027 году перенести плавильные мощности Медного завода, модернизация которого усложнилась из-за проблем с западным оборудованием, в Китай, сообщил Потанин. Российский завод был построен еще при Сталине, он сильно загрязняет окружающую среду и дает 80% меди, выплавляемой компанией. В компании полагают, что выгоднее будет возить ежегодно 2 млн тонн медного концентрата в Китай по Северному морскому пути.
Дивидендов по итогам 2023 года «Норникель» тоже платить не будет, хотя, впрочем, он уже заплатил промежуточные — за 9 месяцев 2023 года. Таким образом, компания уже второй год подряд не заплатит годовые дивиденды — это впервые в ее истории.
А кому легче?
Список неудачников можно продолжать. Например, в сегменте деревообработки «Сегежа» убыточна, а «Илим» получает лишь половину довоенной прибыли. Не все прекрасно и в черной металлургии: у «Мечела» прибыль за 2023 год в три раза ниже, чем за 2022-й, и долговая нагрузка продолжает влиять на все решения компании.
Но убытки крупного российского бизнеса не тотальны. Некоторые отраслевые лидеры показывают положительные результаты и даже рост. Чистую прибыль нарастили «Роснефть», а также Сбербанк и торговая сеть «X5». Хорошие результаты у лидеров черной металлургии, например, НЛМК. Компания Владимира Лисина увеличила чистую прибыль на 26% и выплатила дивиденды. До 2024 года ее не затрагивали санкции, но недавно принятый 14 пакет ЕС может ухудшить картину. Евросоюз ввел запрет на импорт российской готовой продукции и полуфабрикатов из стали, что важно для НЛМК, европейские заводы которого не смогут получать заготовки из России и будут вынуждены перестраивать бизнес-модель.
Экономические трудности, возникшие у российского бизнеса в результате войны, сильно различаются. Одни (как «Газпромом») потеряли наиболее выгодные направления сбыта, другие («Русал», «Норникель») страдают от неоптимальных производственно-логистических схем и роста издержек, третьи («Аэрофлот») накопили тяжелое долговое бремя и имеют туманные перспективы по его обслуживанию.
И чем дольше продлится война со всеми сопутствующими обстоятельствами, тем острее и шире все эти проблемы будут сказываться на российском бизнесе.